«Для остановки нет причин. Иду...»

вторник, 14 апреля 2015 г.

"Водились Пушкины с царями..."

Это о ней Александр Пушкин пророчески написал: «Водились Пушкины с царями...»
...Наталья Николаевна посмотрела на окруженную поклонниками дочь и задумалась: «Ох и хороша выросла Таша! И как дивно ее сходство с отцом: тот же взгляд, та же манера держаться… Александр гордился бы такой красавицей и уж конечно отговорил бы ее от этой нелепой идеи с замужеством…». Натали, словно бы услышав мысли матери, обратила на нее дивные сияющие глаза и виновато улыбнулась: если Пушкины-Ланские недостаточно знатны для одного жениха, то она докажет, что ее рука и сердце желанны для десятков других. Странно, что среди всех кавалеров юная красавица Наташа выбрала худшего…
...На исходе весны, 23 мая 1836 года, в семействе Пушкиных родился четвертый ребенок. Девочка оказалась очень слабенькой, а потому и крестили ее лишь через полтора месяца после
появления на свет, что по тем временам было редкостью. Злые языки шептались, что роженица едва успела отойти от предыдущей беременности, и если так пойдет дальше, неизвестно, выдержит ли ее хрупкое здоровье. А счастливый отец Александр Сергеевич восторженно писал друзьям: «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться. Дай Бог не сглазить, все идет хорошо». Но пройдет немногим более восьми месяцев, как случится та самая роковая дуэль, и он будет благословлять своих детей уже со смертного одра...
...Молодая вдова Наталья Николаевна с четырьмя детьми уехала из Петербурга в свое родовое имение Полотняный завод в Калужской губернии. Спустя почти семь лет она решилась на второй брак и вышла замуж за генерал-адъютанта Петра Петровича Ланского, от которого родила еще трех дочерей. Однако самой любимой, как и прежде, оставалась Натали, ее «бесенок Таша». Никакие строгости и наказания не унимали живого, веселого характера девочки. Впрочем, она отличалась также хорошими манерами, прекрасным знанием французского и русского языка, и уже в 13 лет поражала окружающих редкой красотой, удивительно напоминавшей ее знаменитого отца.
К слову, некоторые историки ставят под сомнение отцовство Пушкина, ссылаясь на очень убедительные расчеты. Оказывается, во время предположительного зачатия дочери Пушкин был в отъезде, зато его жена пользовалась благосклонностью… нет-нет, не злосчастного Дантеса, а самого императора Николая I!

Наталья Александровна Пушкина была удивительно красива в юности
Подтверждением этой гипотезы служат и письма самого Пушкина, и сопоставление документальных фактов, и многозначительные реплики, отпускаемые по поводу маленькой Натали родственниками и знакомыми семьи. С чего бы, например, брату Натальи Николаевны удивляться рослости двухгодовалой племянницы? А если вспомнить, что Пушкин был невысок, этот намек становится очень понятен. Противники подобного взгляда на генеалогию Пушкиных приводят лишь один, но сногсшибательный аргумент – неоспоримое сходство Натали с Александром Сергеевичем, не ограничивающееся, кстати, только внешностью. Темперамент у нее был истинно пушкинский – безудержный, взрывной и временами непредсказуемый. В 16 лет, вскоре после выпуска из пансиона, Натали безумно влюбилась. Ее избранником был молодой граф Николай Орлов – сын шефа жандармов Алексея Орлова, сменившего на этом посту Александра Бенкендорфа. Но Орлов с Пушкиным даже через пятнадцать лет после его смерти родниться не желал: разве ровня графскому сыну, которому готовилось блестящее дипломатическое будущее, дочь какого-то поэта, да еще убитого на дуэли! С отчаянья, в отместку – а, впрочем, кто теперь знает? – ошеломительно скоро Натали выбрала себе нового кавалера – Михаила Дубельта, сына Леонтия Васильевича Дубельта. Так, останься Пушкин жив, он стал бы сватом начальника штаба корпуса жандармов генерала Дубельта, того самого, что сослал Пушкина в Михайловское. Непредсказуемы повороты судьбы!
 
Михаил Дубельт – первый муж, игрок и драчун
Заметим, что для сторонников «императорского» происхождения Натали оба этих романа с сыновьями чиновников известного ведомства тоже являются подтверждением их гипотезы. Создается впечатление, что девушка постоянно находилась в сфере внимания тайной полиции. Но здесь закономерно возникает вопрос: почему же граф Орлов отказал в благословении, а управляющий Третьим отделением дал согласие на брак сына с дочерью Пушкина? Все просто: граф Орлов к событиям вокруг Пушкина и его семьи в 1835-1837 годах был непричастен, а Леонтий Васильевич Дубельт имел самое непосредственное отношение. Не мог не знать, что в жилах Натальи Александровны Пушкиной течет кровь Романовых. Интересно, получил ли Дубельт разрешение Николая Павловича? А вдруг речь идет не о разрешении, а о повелении?.. Генерал Петр Петрович Ланской, отчим Натальи Александровны, любящий детей Пушкина, как своих родных, вместе с пришедшей в отчаянье Натальей Николаевной пытался отговорить падчерицу от этого союза: Дубельт-младший славился невоздержанным нравом и пристрастием к картежной игре. Они оттягивали согласие на брак сколь возможно долго – почти год. Но однажды между Натальей Николаевной и Натали состоялся очередной тяжелый разговор, и дочь в гневе бросила матери: «Одну замариновала. И меня хочешь замариновать». Это был намек на сестру Машу, которой шел тогда двадцать первый год, и она еще не была замужем. Делать нечего, пришлось готовиться к свадьбе, хотя Бог знает, как много горя от этого брака предчувствовало материнское сердце. Вскоре после женитьбы Михаил Дубельт сильно продвинулся по службе: получил чин полковника, в 1856 году – флигель-адъютанта, а в 1861-м – чин генерал-майора. Был назначен в свиту императора, в том же году возглавил штаб сводного кавалерийского корпуса. У четы Дубельт рождались, один за другим, дети: Анна, Леонтий, Наталья. Росли, как на дрожжах, и карточные долги офицера Дубельта, исправно проматывалось состояние вместе с приданным жены (двадцать восемь тысяч серебром!). Все чаще, даже летом, Наталья Александровна выходила из дому в темной густой вуали и платье с длинными рукавами. Так она пыталась скрывать синяки – свидетельства побоев мужа. На ее теле остались на всю жизнь и следы шпор, когда, дико возревновав, полковник в пьяной, бешеной ярости топтал ее ногами, толкая лицом о стену и крича: «Вот для меня цена твоей красоты!».
 
Принц Николай Вильгельм Нассауский – второй муж Натальи Александровны
Чета Дубельтов прожила в браке 15 лет, 6 из которых Наталья Александровна ждала развода. В 1864 году ей удалось получить вид на отдельное жительство, а бракоразводный процесс тянулся до 1868 года. Любопытно, что ко времени официального оформления всех бумаг Наталья Александровна уже 8 месяцев была тайно повенчана с новым возлюбленным! Еще в 1856 году, во время коронационных торжеств в Москве, Натали познакомилась с немецким принцем Николаем Вильгельмом Нассауским. Через десять лет, снова встретив ее и не обращая внимания ни на какие разговоры, Николай Вильгельм обвенчался с тридцатилетней матерью троих детей. Отпрысков Дубельта, двух малюток, отданных ей решением бывшего супруга, Наталье Александровне пришлось оставить у отчима, Петра Ланского. В его доме и под его крылом они и воспитывались. Впрочем, о судьбах внуков Пушкина речь впереди. Скажем только, что семейная трагедия дочери, ее развод с мужем сильно укоротили жизнь Наталии Николаевны Пушкиной. Религиозное воспитание матери восставало против того плана судьбы, который строила дочь, но упрекать ее она считала себя не в праве. Лишь жалела и помогала, чем могла. Новое супружество Натали оказалось долгим и счастливым. Правда, в обмен на долгожданный брак с любимой женщиной принц Нассауский был вынужден отказаться от прав престолонаследования. Зато супруги получили достаточное содержание, а для Натальи Александровны был выхлопотан титул графини Меренберг, по названию одного из близлежащих замков земли Нассау. За неполных семь лет Наталья Александровна родила принцу троих детей, двое из которых породнились с российским императорским домом. Когда-то их дед написал в стихотворении: «Водились Пушкины с царями...», не ведая того, что его внуки будут не только водиться, но и родниться с царскими семьями. Так, сын Натали граф Георг фон Меренберг женился на дочери Александра II от брака с княгиней Екатериной Долгорукой, а дочь Софья вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича Романова. Известие о последнем союзе вызвало в России бурю негодования, поскольку такой брак считался неравноправным по происхождению. Но только ли потому?..
...И была Наталья Александровна так же удивительно красива в зрелые годы
Дело в том, что Михаил Романов был внуком Николая І. И если считать Наталью Александровну дочерью от связи Николая І и Натальи Николаевны Пушкиной, следовательно, ее дочь Софья приходилась внучкой императору Александру ІІІ. Таким образом, нарушался один из основных законов православной России: близкие родственники не могли вступать в брак. Тем не менее, это лишь догадки, а мы лучше обратимся к фактам. За своевольство жених был исключен со службы с запрещением въезда в Россию, и новобрачные перебрались в Англию, где милостью Божьей и королевы Виктории они обрели второе отечество. Их дочери, Анастасия и Надежда, вышли замуж за признанных английских аристократов и даже сумели породниться с членами ныне правящей английской королевской семьи. Так что и в роду Виндзоров ныне течет капля славянской, пушкинской крови. Что же до Натальи Александровны, главной героини нашего повествования, то она наконец обрела счастье и покой. Более сорока лет Наталья Александровна провела в Висбадене. В России она бывала редко, но по-прежнему оставалась «все такой же хорошею, доброю, простою русской женщиною» и по-прежнему была красива необычайно. Ее близкая знакомая вспоминала: «Про красоту ее скажу лишь одно: она была лучезарна. В Большой зале становилось светлее, когда она входила, осанка у нее была царственная, плечи и руки очертаний богини…». После смерти любимого мужа, узнав, что по законам княжества Нассау и кодексу Великокняжеской фамилии она не сможет после смерти покоиться рядом с телом любимого мужа, пожертвовавшего ради нее всем, графиня Меренберг велела развеять свой прах над его могилой. Этот пункт своевольного завещания графини – «некоронованной королевы Висбадена» был исполнен родными ее в точности. Урну с прахом Наталии Александровны доставили несколько дней спустя после кремации из Майнца, где она скончалась на вилле дочери 10 марта 1913 года, и рассыпали то, что было некогда ею, у надгробия почившего супруга. Ни креста, ни венка, ни плиты с надписью – ничего не осталось от младшей дочери Пушкина!
 
Жизнь сложна и удивительна! Справа – Наталья Александровна с мужем принцем Николаем Вильгельмом Нассауским

…В ее апартаментах во дворце-музее всегда стоят живые цветы. Есть во дворце и комната, где висит на стене в золоченой раме портрет ее отца – Александра Сергеевича Пушкина. Напротив портрет другого родственника – императора Николая Первого...

Интересны переплетения судеб детей Натальи Александровны.
Дети от 1-го брака:
1. Наталья Михайловна Дубельт-Бессель (1854-1925). Муж – Арнольд Герман Иозеф Иоганн Непомук Франц Ксавер Леопольд фон Бессель (1827-1887).
2. Леонтий Михайлович Дубельт (1855-1894), капитан второго ранга.
3. Анна Михайловна Дубельт-Кондырева (1861-1919). Муж – Александр Павлович Кондырев (1855-1900), титулярный советник.
 
Графиня Софья де Торби, внучка Александра Пушкина, дочь Натальи, с мужем великим князем Михаилом Михайловичем на коронации Эдуарда VII, 1902 год
Родная сестра графа Меренберга, графиня София де-Торби (род. в 1868 году), замужем за весьма высокопоставленной русской особою, постоянно проживающей в Англии.
Их дочь, также носящая титул графини де-Торби, правнучка Пушкина, считается одною из красивейших представительниц лондонскаго большого света: она состоит в тесной дружбе с германской кронпринцессой Цецилией, которая ей приходится двоюродной сестрою, и которая, как известно, не раз пыталась заступаться перед своим тестем за русских, застигнутых войною в Германии.

Дети от 2-го брака:
1. Софья Николаевна Меренберг (1868-1927), графиня де Торби. Получила титул графини де Торби от Великого герцога Люксембурга в 1867 году. Муж – (морганатический брак, 1891) князь Михаил Михайлович Романов, внук царя Николая Первого (1861-1929) – зная историю Пушкина и императора Николая Первого, можно только подивиться этой иронии судьбы…
2. Александра Николаевна фон Меренберг(1869-1950, Буэнос-Айрес). Муж – аргентинец Максимо де Эли.
3. Георг-Николай фон Меренберг (1871-1948). Жена – Ольга Александровна Юрьевская (1873-1925), дочь Александра II (и здесь та же история, родство внуков поэта с императорской династией Романовых).
И кстати, прапраправнучка Александра Сергеевича, герцогиня Вестминстерская Натали, внучка той самой графини де Торби – крестная мать нынешнего принца Уэльского Уильяма, внука царствующей королевы Елизаветы Второй.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...